История водонапорной башни города Троицка

Если с центральной улицы Троицка свернуть на улицу Гагарина, далеко на западной окраине города перспектива будет замыкаться вертикалью причудливых очертаний.

В окружении си­ликатных пятиэтажек стоит ажурная башня изящных пропорций. И хотя сразу понятно, что это водонапорная башня, долго не покидает иллюзия, будто чу­дом уцелел донжон средне­векового рыцарского замка, невесть как оказавшегося в азиатской глубинке.

Подобное впечатление, ко­нечно, неслучайно. Архитек­тор намеренно вызвал такую ассоциацию – восьмигранный объём зрительно увеличен по высоте множеством вертикаль­ных тяг, островерхими пинаклями, заостренными стрельчатыми наличниками окон и вхо­дов. Приёмы романской и готической архитектуры выдают умелую руку зодчего, явно тяготевшего к романтизму.

Где мы могли видеть анало­гичные постройки? В старин­ных русских усадьбах конца XVIII века, когда с лёгкой ру­ки Василия Баженова и Матвея Казакова в отечественной архитектуре впервые прижились готические мотивы? Или в пер­вой половине XIX века, когда на короткое время в архитектуре России проявилось все­общее увлечение романтизмом с его тягой к средневековому, мистическому, сказочно проти­вопоставленному будничной реальности?

Сходство троицкой башни с произведениями романтиз­ма несомненно, поэтому возникает впечатление, что башня – сооружение как минимум полуторавековой давности. Но на самом деле она построена в 1927 году.

Вот уж поистине сюрприз: в годы, когда по всей стране вырастали лако­ничные постройки конструктивизма, в Троицке возник далё­кий отголосок всеми забытого романтизма. Как это могло случиться?

Скупые документы Троицкого филиала Челябинского областного архива повествуют о строительстве в городе водопровода. Руково­дил работами инженер И. Глазков. Встречается и фамилия автора проекта водонапорной башни — В. Санжаревский.

Что такое для по­слереволюционного Троицка водопровод? Коммунальный объект, бытовое удобство? Не только. Скорее, воплощённая мечта о близком светлом будущем, оправдание недавних лишений. Революцион­ная романтика пронизывала в те годы многие начинания. Бы­ла она, несомненно, и в строительстве водопровода. Работы велись сверхбыст­рыми темпами при полном отсутствии строительной тех­ники.

Романтика и романтизм — слова однокоренные. Видимо, интуиция архитектора подсказала ему точное образное решение. На рубеже столетий в России уже был накоплен опыт строительства водонапорных башен. В том же Троицке воз­ле вокзала в 1910-х годах по­строили массивную башню с «готическими» архитектурными деталями. Огромные по тем временам сооружения, заметные отовсюду, так естественно наряжались в средневе­ковые одежды – этим подчер­кивалась величественность.

Можно смело утверждать, что Санжаревский создал произведение отнюдь не местного значения.

Восточная окра­ина Троицка до сих пор акцентирована высотной доминантой — мечетью Гатауллы муллы, островерхий минарет которой виден со всего горо­да. Водонапорная башня вы­росла на западной окраине го­рода. Когда улица Просвеще­ния (нынешняя Гагарина) ещё не была застроена пятиэтаж­ками, башня полностью доминировала над округой. Получалась интерес­нейшая градостроительная ситуация: на востоке — мечеть, в азиатских формах олицетво­ряющая Восток, на западе — башня, готической стройностью символизирующая Запад.

Такая метафоричность для Троицка — не случайная при­хоть. Вся история этого пору­бежного города — осуществление связи между Востоком и Западом. На здешних база­рах уральская пушнина соседствовала с китайскими шелка­ми, татарская слобода гляде­лась в кварталы русских пере­селенцев.

Центр крупнейшей ярмарки, город — посредник в отношениях России с народами казахских степей и более да­лёких пределов, Троицк стал воплощением петровской «во­сточной политики». Как умело, тонко Санжаревский воплотил этот комплекс историко-куль­турных идей в своём, на пер­вый взгляд чисто утилитарном сооружении.

Водонапорная башня числит­ся архитектурным памятни­ком, в чём убеждает тради­ционная табличка. Но состоя­ние объекта наполняет поня­тие «памятник» иронией. Облупленная штукатурка, зелёные потёки по стенам…

Башня до сих пор исполняет свои прямые функции, поэтому многие воспринимают её только как утилитарный объект. Чтобы изменить отношение к башне Санжаревского, достаточно узнать хотя бы то, что подобного памятника раннего постмодерна больше нет во всей России.

Водонапорная башня

Водонапорная башня. Примерно 1930 год