Гимназическая церковь

Среди 10 храмов дореволюционного Тро­ицка церковь во имя святого мученика Петра занимала особое положение, так как являлась единственной в Троицком уезде церковью при учебном заведении с собственным причтом.

1 декабря 1871 г. (здесь и далее - ст. стиль) троицкая дума, заслушав доклад городского го­ловы и членов управы,  приняла решение хо­датайствовать об открытии в городе гимназии.

8 мая 1873 г. последовало высочайшее ут­верждение на представление министерства просвещения, а 23 сентября этого же года со­стоялось торжественное открытие в г. Троицке мужской классической гимназии. Праздничная литургия прошла в Свято-Троицком соборе, а продолжилось торжество молебствием в зда­нии, нанятом для гимназии, и благословением новой школы иконой Спасителя, пожертвован­ной накануне городской управой.

Отсутствие собственного здания порожда­ло много неудобств для учеников, в том числе тесноту и духоту в классах. Двухлетние усилия городских властей по сбору денег на его стро­ительство завершились 22 мая 1875 года, ког­да после литургии и крестного хода из собора в присутствии попечителя Оренбургского учебного округа П. А. Лавровского была про­изведена закладка фундамента здания. 4 сен­тября следующего года строительство было завершено.

Трудности, стоявшие перед администраци­ей города, заключались не только в недостатке средств (а требовалось построить здание на 200 учащихся), но и в определении места для будущей гимназии. После долгой переписки с губернскими властями был выбран пустырь на северо-западе города, куда вела окраинная ули­ца Разгульная, ставшая вскоре именоваться Гим­назической (ныне им. Гагарина).

Как писал в 1902 г. исследователь истории Троицка И. И. Архангельский, «первоначальная мысль об устройстве церкви возникла при са­мом составлении плана здания» (1). В дорево­люционной школе воспитательная работа, «поддержание добронравия» были немыслимы без развития и укрепления религиозного чув­ства учащихся. Согласно Правилам для гимна­зий, утвержденных министерством, ученики постоянно должны иметь в виду цель учения вообще и гимназического в особенности, вы­раженную в словах молитвы пред учением: «Возрасти Создателю Нашему во славу, роди­телем же нашим на утешение, Церкви и отече­ству на пользу» (2).

Министерство народного просвещения тре­бовало от школьников обязательного посеще­ния общественных богослужений в воскресе­нье, в праздничные дни и вечером накануне этих дней, а также ежегодно бывать на испове­ди и у святого Причастия. Члены педагогичес­кого совета гимназии решили воздействовать на учеников собственным примером - регуляр­ным посещением церковных богослужений во все указанные дни. Вместе с учителями ученики аккуратно посещали службы в городском со­боре, но вскоре это было признано неудобным - дети с трудом переносили длительные все­нощные службы в духоте переполненного хра­ма. В связи с этим педсовет принял решение служить всенощные в здании самой гимназии. Проводить их стал законоучитель протоиерей Василий Антонович Лавровский, обязанности псаломщиков выполняли поочередно ученики, постигая тем самым основы богослужения. Пение также было возложено на гимназистов под руководством преподавателей. Что же ка­сается литургии, ученики по-прежнему долж­ны были посещать Уйский собор.

Укреплению религиозного чувства также служили ежедневная общая молитва перед за­нятиями, частые беседы законоучителя со школьниками и его проповеди, ежегодные говения, причем ученики являлись для исповеди в гимназию к законоучителю.

Устройство церкви при гимназии было по­стоянным и горячим желанием всех членов педагогического совета. Из-за отказа властей выдать для этого деньги из городского бюдже­та был объявлен сбор частных пожертвований. Особую энергию и настойчивость проявил ди­ректор гимназии Валентин Иванович Филоматитский, обращавшийся лично и через подпис­ку к именитым гражданам, благодаря чему уда­лось собрать пожертвований до 3200 рублей деньгами, а вещами на сумму 550 рублей.

На призыв директора отозвались и многие, живущие вне Троицка. Так, И. И. Стахеев, ку­пец из Елабуги внес 300 рублей. Столько же на устройство церкви внес А. М. Новиков, П. И. Воронков - 173 рубля, М, А. Новиков - 100 рублей (3). Гласный городской думы Н. И. Першин пожертвовал желтой парчи на два свя­щеннических и диаконских облачения. Надо думать, что еще больше денег было внесено простыми троичанами, имена которых ныне неизвестны. Не оставляли горожане церковь без попе­чения и позднее. Так, известный троицкий предприниматель, купец 1-й гильдии, неоднок­ратно избиравшийся городским головою, Ва­силий Михайлович Пупышев по своей духов­ной завещал «гимназической церкви св. Петра 500 рублей, с тем, чтобы священно-церковно служители и братья пользовались с означенно­го капитала лишь процентами» (4).

Интересным было внутреннее оформление церкви, которое проводилось после обязатель­ных обсуждений на педагогическом совете гимназии. В частности, все иконы на иконос­тасе имели особое значение, символизируя какое-либо событие в истории самого учебно­го заведения, кроме того, они, являясь копия­ми картин известных художников, знакомили детей с величайшими шедеврами мировой жи­вописи. Так, например, икона «Тайная вечеря» над царскими вратами представляла собой ко­пию с фрески Леонардо да Винчи, расположен­ная под нею икона «Спаситель, благословляю­щий детей» была списком со знаменитой ра­боты Даниэля Вольтерра.

Остальные иконы изображали тех святых, которые вспоминаются церковью: в день принятия городской думой постановления о хо­датайстве по открытию гимназии - 1 декабря -св. пророка Божия Наума и Филарета Милос­тивого, 8 мая— (св. апостола Иоанна Богосло­ва), когда было утверждено императором это ходатайство; в день открытия гимназии - 23 сентября - (св. Иоанна Предтечи) и 22 мая — в день закладки здания гимназии (св. мученика Василиска).

Другие иконы были посвящены тем святым, имена которых носили люди, причастные к от­крытию троицкой гимназии: император Алек­сандр II - св. благоверного князя Александра Невского, министр народного просвещения -св. великомученика Димитрия, оренбургский генерал-губернатор Н. А. Крыжановский - святителя и чудотворца Николая Мирликийского и т. д. Все иконы и священные изображения были выполнены местным иконописцем Ка­занцевым (5).

Для церкви была отведена самая лучшая часть здания гимназии - восточное крыло вто­рого этажа.

Здесь, по воспоминаниям Дмитрия Ивано­вича Татаринова, учившегося в гимназии с 1888 по 1896 год, «в верхнем этаже гимназии нахо­дились приготовительный и восемь нормаль­ных классов. Самым большим помещением был актовый зал, широкие двери из него открыва­лись прямо в домовую церковь» (6).

В описании церквей губернии за 1896 год значится: «Молящихся церковь может вместить до двухсот человек и такое же количество вме­щает в себя зал гимназии, соединяющийся с нею непосредственно отворяющейся аркою». (7). Алтарная часть храма освещалась четырь­мя окнами, выходившими на Соборный пере­улок (совр. ул. Володарского), а с южной сто­роны яркий свет вливался через пять больших окон фасада гимназии.

Есть свидетельства о том, что у этой домо­вой церкви был и свой небольшой колокол, скромный голос которого в праздничные дни вливался в общий благовест колоколов троиц­ких храмов. До сих пор над входом в здание сохранился мощный кованый кронштейн для подвески этого колокола.

Обустройство школьного храма заверши­лось к началу пятого учебного года, но датой его основания следует считать 1873 год, ког­да тайным советником Петром Алексеевичем Лавровским был заложен первый камень но­вого здания гимназии, а следовательно, и са­мой церкви. В память этого события и в знак благодарности горожане и учителя определи­ли посвятить церковь имени св. мученика Пет­ра, небесного покровителя попечителя учеб­ного округа.

Так церковь обрела престольный праздник -18 мая, всегда отмечавшийся с особой торже­ственностью. Освящение же храма началось 2 сентября 1877 года.

«В этот день по звону во всех городских церквах, начавшемуся вечером с по­ловины пятого часа, стали собираться в собор все желающие участвовать в со­вершении предпразднества, а равно слу­жащие пучащиеся в гимназии; прибыл в собор и попечитечь. Соборный протоие­рей возложив на голову св. Антиминс, присланный преосвещеннейшим еписко­пом оренбургским Митрофаном для цер­кви гимназической, открыл в сослужении с другими пятью священниками и тремя диаконами крестный ход. Праздничные ризы священно церковнослужителей, стройное пение гимназистов и радост­ные лица присутствующих как нельзя больше способствовали торжественно­сти процессии. Самая погода, дотоле пас­мурная, совершенно прояснилась к этому времени. С прибытием крестного хода во вновь устроенный храм и по возложению св. Антиминса на приготовленный аналой началось всенощное бдение. На другой день (3 сентября) с пановины десятого утра началось освящение престола, а по освящении и по возложении на него Анти­минса, была совершена литургия прото­иереем собора Петром Сементовским в сослужении со священниками Иоанном Терновым, Гавриилом Волковым, законо­учителем гимназии Василием Лавровс­ким, священником монастырской церкви Матвеем Преображенским и тремя со­борными диаконами» (8).

Так храм начал свою жизнь. Интересны судьбы людей и события, свя­занные с этой небольшой домовой церковью. Упомянутый о. Василий Лавровский пришел в новооткрытую гимназию тридцатисемилет­ним учителем Закона Божьего. До этого он, закончив Уфимскую семинарию со степенью студента 1 разряда, служил священником в Троицком соборе и с 1870 по 1874 гг. состоял законоучителем в женской прогимназии. В свое время он был награжден наперсным кре­стом, орденами св. Анны 2 и 3-й степени, ор­деном св. Владимира 4-й степени (9). Священ­ник исполнял должность члена-сотрудника Императорского Российского Географическо­го общества, члена Главной Физической ла­боратории (10) В 1900 г. протоиерей Лавров­ский «Указом Правительствующего Сена­та по департаменту Герольдии, на осно­вании Всемилостивешие дарованной гра­моты, утвержден вместе с детьми в Дво­рянстве и внесен в 3-ю часть Дворянской родословной книги Оренбургской губер­нии» (11).

28 сентября 1880 года гимназическая цер­ковь, бывшая прежде временно приписанной к собору, обрела самостоятельность и стала подчиняться епархии на общем основании, а о. Василий Лавровский стал ее настоятелем.

Через год после открытия церкви при ней было организовано братство св. Петра, кото­рое заботилось о благоустройстве церкви, нуж­дах причта, о помощи бедным ученикам, отли­чавшихся хорошим поведением и способнос­тью к учению (12). Клировая ведомость 1881 года сообщает, что в причте этой домовой цер­кви один настоятель и один диакон в должно­сти псаломщика. Кстати, этот псаломщик, Иоанн Егорович Гиляров (сам из семьи дьяч­ка), был женат на младшей сестре священника Василия Лавровского.

В. А. Лавровский, видимо, не случайно был выбран школьным наставником. Его жизнь яв­ляет пример преданного служения делу народ­ного просвещения. 40 лет без малого он бес­сменно преподавал детям Закон Божий. Лишь в 1912 году о. Василия на его должности сме­няет священник Михаил Иванович Менстров, выпускник троицкой гимназии 1883 года (13).

Согласно клировой ведомости с 15 января 1910 года у церкви появляется и новый старо­ста - известный троицкий купец Павел Васи­льевич Кокорев (14).

За полвека своей истории небольшая домо­вая церковь пережила немало ярких событий и торжеств. Но самым значительным для гим­назистов и всех троичан было посещение в 1891 году нашего города наследником престо­ла царевичем Николаем Александровичем. В саму гимназию будущий царь Николай 2 при­был 22 июля в 9 часов утра и был восторженно встречен учителями и учениками начальных школ.

В гимназической церкви была отслужена краткая лития, после чего наследник встретил­ся с учащимися обеих городских гимназий, вы­строенными в парадной форме в актовом зале. После приветствия царевичу вручили памят­ный дар  ковер, вышитый ученицами женс­кой гимназии.

В своем слове он поблагодарил учителей и школьников за приветствие и «изъявил Высо­чайшую благодарность педагогическим сове­там гимназий за выражение ими верноподдан­нических чувств и постановление соорудить икону св. Николая Чудотворца в воспоминание чудесного избавления от опасности» во время покушения на цесаревича совершенного в Япо­нии 29 апреля 1891 года.

Высочайшая благодарность была позже под­креплена ответным даром - портретом царе­вича Николая с собственноручной подписью, полученным гимназией 24 сентября 1893 г. В память этих событий в актовом зале была по­ставлена мраморная доска с надписью о посе­щении гимназии его императорским высоче­ством (15).

Все праздники, в том числе и светские, от­мечавшиеся гимназией, не обходились без уча­стия церкви, в которой совершались торже­ственные литургии и молебны св. мученику Петру. Но, несомненно, главным делом этого храма оставались ежедневные богослужения, будничная и многотрудная работа по духов­ному окормлению своей паствы - школьни­ков из православных семей. Вот как это опи­сывалось в книге, вышедшей к 25-летнему юбилею гимназии: «Ежедневно учение начи­нается общей молитвой в присутствии всех учеников и по возможности преподавателей, причем прочитывается дневное евангелие. Церковное богослужение совершается к гим­назической церкви неукоснительно, учени­ки посещают его аккуратно, причем некото­рые из них участвуют в гимназическом хоре, а другие исполняют обязанности чтецов и прислужников. Спевки происходят два раза в педелю после уроков и перед богослуже­нием. Отец-законодатель весьма часто в вос­кресенье и праздничные богослужения про­износит поучения и проповеди» (16).

Вот такой, во многом рутинный, разме­ренный ритм жизни провинциальной гим­назии и ее церкви, сложившийся за четыре десятка лет существования, был нарушен на­чавшейся мировой войной, а затем смутой революций.

23 февраля (совр. 5 февраля) 1918 года вышел известный декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» за подписью В. И. Ленина. Вспыхнувшая гражданская война лишь отодвинула реа­лизацию его положений. В 1921 году до­мовая церковь во имя св. мученика Петра была закрыта, ее помещение было переда­но под студенческий клуб разместившего­ся в здании бывшей гимназии агропедтехникума (17). Сейчас это помещение ис­пользуется как спортивный зал троицкого педагогического колледжа.

Примечания

  1. Архангаьский И.И. Материалы для истории города Троицка. Т. IX. С. 94., С. 95.
  2. Архангельский И.И. Василий Михаилович Пуиышев. С. 94.
  3. Архангельский НИ. Материалы для истории города Троицка. Т. IX. С. 95-96.
  4. Татаринов Д. Троицкая гимназия. Страницы воспоминаний //Урал.1986. № 9. С.17.
  5. ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 5262. Л. 68.
  6. Архангельский И.И. Материалы дчя истории города Троицка. Т. IX. С. 96-97.
  7. ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д 1526. Л. 340 об, Ю.Тамже.Д 1343-Л. Збоб. П.Тамже.Д1631.Л.801об.
  8. Архангельский И.И. Материалы для истории города Троицка. Т. IX. С. 106.
  9. Город Троицк и его уезд Справочник и адрес-календарь на 1912-1913 гг. - Троицк. Изд. И. И. Шарапин, 1012. С. 83.
  10. ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д 1021. Л. 57 об.
  11. 25-летие Троицкой гимназии (1873-1898 гг.). Историческая записка. Сост. А К. Зеленецкий, О. И, Пушнов, В. А. Лавровский. - Троицк, 1900. С 76-77.
    Там же. С 51.
  12. АОА г. Троицка. Ф. 20. Оп. 3. Д 87. Л. 32.

Р. Н. Гизатуллин

Материал взят из книги «Православные храмы Троицка».