Детище послевоенных пятилеток

Каким бы видом транспорта ни подъезжали вы к городу, обязательно увидите: на высоком правом берегу реки Уй, как гигантские лайнеры, высятся светлые корпуса дизельного завода. Год его рождения 1956-й. И первая продукция была далека от моторостроения: в цехах из привозных деталей собирались дробометные машины для очистки литья.

В 1958 году, учитывая потребности народного хозяйства, предприятие специализировали на производстве дизельных мало-оборотных двигателей. Неприхотливые в обслуживании, они нашли широкое применение не только в «малом» флоте, но и в энергетике — троицкими дизелями оснащались передвижные электростанции для дальних поселков лесорубов, геологических партий, совхозные мастерские.

Но время диктовало новые требования к производству. В 1967 году решением правительства создается производственное объединение «Звезда» с центром в Ленинграде. В это объединение вошел и Троицкий дизельный завод. Отныне ему предстояло выпускать детали и узлы для разработанного конструкторами новейшего дизеля, а затем перейти на изготовление законченного двигателя.

Чрезвычайной сложности задача встала перед коллективом: в условиях действующего производства провести коренную реконструкцию предприятия, на которую государство выделило 80 миллионов рублей. Предстояло построить несколько новых цехов, в том числе уникальный цех литья деталей из алюминиевых сплавов мощностью 10 тысяч тонн в год, корпус металломодельной оснастки, комплекс профессионально-технического училища и целый ряд других объектов. Нужно было смонтировать сотни единиц различного оборудо-мания, полностью перестроить технологический процесс. И все это для того, чтобы освоить производство деталей и узлов быстроходных форсированных дизелей большой мощности, сборка которых производится на головном предприятии объединения.

За годы девятой и десятой пятилеток основной объем работ по реконструкции был выполнен. Чтобы нагляднее предста-иить себе сделанное, назовем лишь одну цифру: сегодня производственные площади дизельного в 34 раза превышают те, которыми он располагал до реконструкции.

Рос завод, а вместе с ним росли и люди— кадры высококвалифицированных рабочих, конструкторов, технологов. Достаточно сказать, что сегодня это предприятие — единственное в городе, имеющее собственное среднее профессионально-техническое училище. Оно готовит станочников, литейщиков, термистов и работников других профессий. Учеба идет и в цехах, где шефы-наставники передают свое мастерство молодежи.

В годы десятой пятилетки на дизельном родилось немало ценных починов и инициатив, направленных на повышение эффективности производства. Именно тут появилась бригадная форма организации труда, которая в одиннадцатой пятилетке призвана стать на предприятиях страны основной. Здесь трудятся такие отличные специалисты, как карусельщик В. П. Чернышев, сверловщик А. П. Давыдов, токарь Ю. Б. Котов, инструментальщики Б. И. Федотов и И. А. Ахмедшин. Все они выполнили свои задания на десятую пятилетку за три года.

Работники завода выступили инициаторами внедрения такой высокоэффективной формы организации инженерного труда, как работа по личным творческим планам, а также планам трудового содружества инженерно-технических работников и станочников. Запевалами этого доброго начинания стали коммунисты, инженеры А. Р. Рахимов и Ю. Можаев.

Самоотверженный, творческий труд ди-юлестроителей Родина отметила орденами и медалями. Двум из них — токарю Нико-маю Владимировичу Морозову и бригадиру инструментальщиков Павлу Владимиро-иичу Калинину вручены ордена Октябрьской Революции.

Если вам, уважаемый читатель, доведется и увидеть мчащееся со скоростью курьерского поезда судно на подводных крыльях, испомните Троицк. И «Метеоры», и «Ракеты» несут по водной глади мощные двигатели, в которые вложен немалый труд работников завода. С ним вы только что познакомились. Эти же двигатели вращают долота буровых установок на нефтепромыслах Самотлора, используются во многих других отраслях народного хозяйства и экспортируются в 20 стран.