Музыканты и артисты из провинции

Моё детство проходило в густонаселенном дворе, отгороженном от бывшего яушевского Пас­сажа высоким деревянным забором. Тогда еще на пересечении улиц Советской и Малышева стояло то, что когда-то было небольшой мечетью, о которой бабушки-татарки из нашего двора говорили, что была она хоть небольшой, но красивой, построена, по некоторым данным, в 1910 году и ком­позиционно связана с Пассажем. А уж сам Пассаж в их рассказах представал перед нами дворцом изобилия. Нас, не особенно сытых и плохо одетых послевоенных детей, нетрудно было удивить. Мы верили рассказам, тем более что частенько во время наших «археологических раскопок» в поисках яушевских кладов, спрятанных якобы во время революции 1917 года, действительно, кое-что находи­ли: небольшие коробки с удивительно красивыми флакончиками, тончайшие носовые платочки. Но увы, платочки истлели, а пузырьки, некогда наполненные благовониями, были пусты. Только на всю жизнь осталось очарование этой стариной, какое-то щемящее чувство безвозвратно ушедшего. Оста­лись и воспоминания о татарских праздниках, нарядно одетых женщинах-татарках в наброшенных на голову белых шёлковых шалях, в блестящих галошах-ичигах на ногах поверх сапог. А ещё помнятся два магических слова: «Зур концерт». Мусульманская часть населения нашего двора с этими словами уходила на большие концерты и спектакли татарского театра.

Он возник в Троицке в 1910 году — так сообщает энциклопедия, изданная в 2003 году в Ка­занском издательстве «Магариф». Энциклопедия вобрала в себя богатейший материал о людях, о важнейших событиях из жизни мусульман нашего края. В частности, о татарском театре там сказано, что он создан «как любительский коллектив под названием «Троицкое общество поощрения теат­рально-музыкального искусства». Председатель общества — М. Давлетшин. В 1919 г. преобразован в профессиональный театр. В 1931 г. переведен в Свердловск под названием «Уральский областной татаро-башкирский передвижной рабочий театр».

В разные годы в театре работали Г. Казанский, М. Надрюков, Исхак Илялов, 3. Сабитов, М. Му-тин, Б. Тарханов, С. Садыкова».

По-разному складывались судьбы этих людей. К примеру, Мингали Надрюков, выходец из бед­ной семьи, в юношеские годы занимался мелкой торговлей. Но однажды случайно попал в театр и, как это нередко бывает, мир сцены покорил его, стал его судьбой. Начинал он с исполнения неболь­ших ролей. Но уже на троицкой сцене к нему пришел успех. Затем он работал в Свердловске, Казани, академическом театре им. Т. Камала. Его творчество покоряло зрителей, в истории татарского театра он оставил заметный след. 13-летним мальчишкой расклеивал афиши троицкого театра ещё один та­лантливый актёр — Фахри Сайфутдинов, а потом он 40 лет блистал на сценах Троицкого, Оренбург­ского и других театров.

Знаменитыми когда-то были в Троицке братья Исмагил и Исхак Иляловы. Старший из них -Исмагил — унаследовал от матери страстную любовь к музыке. Только Гулыни-апа играла на малень­ких гармониках, а сын увлекся игрой на мандолине. Он прожил долгую и насыщенную творческими успехами жизнь. Слава «гения мандолины», «короля и поэта мандолины» будет его сопровождать всюду.

«Троицкий соловей» Фарит Яупов

Из своего инструмента он умел извлекать звуки, проникавшие в души слушателей. Первые шаги музыкант Илялов сделал в 12 лет, когда его пригласили в составе струнного оркестра принять участие в одном из «Восточных вечеров». Уже через год Исмагила слушал классик татарской литера­туры Габдулла Тукай.

Во время учёбы в Оренбурге Исмагил не оставляет занятия музыкой, более того, — участвует в создании татаро-башкирского «музыкально-драматического общества». В 1917 году создаёт и руко­водит музыкальными курсами, продолжая исполнительскую деятельность. Завораживает виртуозной игрой на мандолине слушателей многих городов. Переехав в 1924 году в Казань, Исмагил Губай-дуллович участвует в постановке первых татарских опер. Позже при его непосредственном участии создаются оперные студии для талантливой молодёжи из числа татар и башкир при Московской кон­серватории.

Много работает в Ташкенте, создав там научную музыкальную лабораторию. Проявив незауряд­ные организаторские способности, «поэт мандолины» не прекращает концертную деятельность. Не прерываются и его связи с родным городом, он ведёт переписку с краеведами, присылает в татаро-башкирскую библиотеку свои воспоминания и множество фотографий, на которых запечатлены мо­менты прошлого, лица тех людей, с кем музыканта связала судьба.

Его брат Исхак, окончивший мужскую гимназию, уже в 1918 годуначинает свою сценическую деятельность в Троицком татарском театре. Уехав в 1922 году в Уфу вместе со своей женой, тоже актрисой, он пробует себя в режиссуре. Даже участвует со своим спектаклем в олимпиаде националь­ных театров в Москве в 1930 году. Какое-то время они с женой снова работают в Троицке. Потом он художественный руководитель в Свердловском татарском театре, режиссёр и руководитель Узбекс­кого академического театра им. Хамзы, худрук Хорезмского узбекского музыкально-драматического театра. С 1948 года Исхак Губайдуллович Илялов начинает преподавать в Ташкентском театральном институте. Им поставлены спектакли «Голубая шаль» К. Тинчурина, «Фархад и Ширин», «Егор Бу­лычев», «Гамлет» и другие.

Троицкий татарский театр регулярно обновлял репертуар. Это позволяло в здании обществен­ных собраний и других залах часто проводить «Восточные вечера», в программу которых включались спектакли. А разнообразный по творческому амплуа состав труппы позволял ставить и лучшие татар­ские пьесы, и произведения русских и зарубежных классиков. Некоторые источники свидетельствуют, что в театральных постановках участвовали И. Шагдалеев, X. Илялова, З.Л. Аитов, М. Миннулла и другие. Профессионализм троицких артистов был очень высок. Говорили, что он уступал лишь акаде­мическому театру в Казани. После революции 1917 года Троицкая труппа продолжала существовать. А когда в августе 1919 года театр самодеятельных артистов был преобразован в профессиональный, в отчетах о его деятельности сообщается, что он ставит по 5 спектаклей в месяц. Архивы свидетель­ствуют, что труппа работала и в годы Гражданской войны. Из отчета о работе уездного подотдела ис­кусств от 16 мая 1921 года следует, что рабочие клубы и Народный дом «... обслуживаются в Троицке группами подотдела искусств:

  • русской драматической труппой — 26 чел.; 
  • русской разъездной драматической труппой, обслуживающей культстрой, --10 чел.; мусульманской труппой в составе 18 чел.».

«Любите ли вы театр?» — такой вопрос никогда не стоял перед теми, кто создавал татарский театр, отдавал ему душу и сердце. В разные годы на троицкой сцене нередко выступали актёры акаде­мического театра Казани, а троичане порой работали в Челябинске, Свердловске, ничуть не уступая в мастерстве тем, кто считался рангом повыше провинциальных актёров.

Нелёгкая судьба выпала на долю одной такой провинциальной артистки из народа — Фаризы Шайдулловны Губайдуллиной. Ещё в начальной школе у неё проявились творческие и организатор­ские способности при подготовке концертов для родителей. А к 1919 году относится начало её служ­бы в рядах Красной армии и одновременно начало сценической деятельности в войсках. Она была зачислена в списки прикомандированных к штабу 42-го запасного стрелкового полка и поставлена на все виды довольствия. С 4 августа 1921 года Фариза работала инструктором-организатором женот­дела при уездном комитете РКП(б). Через год выходит на любительскую театральную сцену. И с той поры театр становится её домом до конца жизни.

В 1927 году Фариза Шайдулловна работает в Троицке как профессиональная актриса. В 1934 её приглашают во вновь организованный татарский театр Новосибирска, по окончании совпартшколы она становится художественным руководителем татаро-казахского драмкружка в Магнитогорске, поз­же — актрисой Челябинского областного (колхозно-совхозного передвижного) татарского театра. За творческие успехи в 1940 году её наградили поездкой в Москву.

В годы войны татарский театр был расформирован, но костяк коллектива, руководителем кото­рого до 1977 года оставалась Фариза Губайдуллина, продолжал работать. Здесь сменилось не одно поколение самодеятельных артистов, обновлялся репертуар, но неизменным оставались талант и тру­долюбие, знания татаро-башкирской драматургии и высокая театральная культура руководителя, ко­торая запомнилась зрителям в ролях пробивных старушек, хитроватых свах.

Успешно работали в коллективе знаменитые гармонисты М. Бабажанов, С. Исмагилов, С. Сера-зетдинов.
Активными помощниками были X. Бикчентаева, супруги Саматовы, Галямшины.

На передовой линии этого культурного фронта долгие годы оставались И. Шарипов, X. Салимо-ва, Б. Гайнутдинов, Д. Атнагулов, X. Гаделыпина и многие другие энтузиасты сцены, дарившие лю­дям не только свой талант, но и тепло своих сердец. Они доказали, что нет провинциальных театров, если есть большое искусство.

«Глубокий Татарский след»